Общие сведения 

по Мурманской области и г.Апатиты


 

Мурманская область 
(образована 28 мая 1938 года)

 

Историческая справка. В конце I тысячелетия нашей эры территорию Кольского полуострова населяли саамы. Вели они кочевой образ жизни, жили родами, ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством.

В ХII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Эту часть полуострова они называли Терским берегом (от древнего скандинавского названия Кольского полуострова "Треннес" - "Терский мыс"). В конце XII века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова, которое получило название Мурманского (от "Норман", т.е. "Норвежец"). В ХV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители.

В 60-х годах XIX века началось интенсивное заселение Мурманского побережья. На западном побережье селились преимущественно финны и норвежцы, на востоке - русские. 8 февраля 1883 года был образован Кольский уезд с центром в городе Кола.

В конце XIX века на Терском берегу помимо рыбных промыслов, охоты и скотоводства начались первые лесоразработки. В 1898 году был построен и в 1899 году пущен в эксплуатацию Умбский лесопильный завод, положивший начало развитию лесной промышленности на Кольском полуострове.

В 1899 году в Екатерининской гавани возникло новое городское поселение и порт, которому было присвоено наименование Александровск (ныне - город Полярный). Александровск стал уездным городом, а Кольский уезд был переименован в Александровский.

В декабре 1914 года принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск - Мурман. Оно было продиктовано необходимостью получения военных грузов от союзников России в первой мировой войне. Железная дорога была построена менее чем за 2 года. Одновременно в районе Семеновых островов сооружался торговый порт: с 21 сентября (4 октября) 1916 года - город Романов-на-Мурмане, с 3 апреля 1917 года - Мурманск. В 1923 году Мурманская железная дорога была превращена в промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, куда вошел и Мурманский порт. В годы НЭПа эта организация вела освоение края, развивала промышленность и промыслы. Были построены лесопильные, кирпичные, деревообрабатывающие заводы. Комбинат занимался добычей рыбы, леса, слюды, торговыми операциями.

13 июня 1921 года Александровский уезд Архангельской губернии, в которую почти 2 века входил Мурманский край, был преобразован в Мурманскую губернию с центром в городе Мурманске, а 1 августа 1927 года губерния преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области.

Шло интенсивное разведывание и освоение недр Кольского Севера, развивались горно-химическая, металлургическая промышленность и энергетика. В конце двадцатых - начале тридцатых годов в Хибинском горном массиве началась разработка богатейших апатитовых месторождений, был построен горно-химический комбинат (ПО «Апатит»). В 1930 году на руднике была добыта первая руда, а в 1931 году выработала первую продукцию обогатительная фабрика - АНОФ-1 (в 1963 году - АНОФ-2, в 1988 - АНОФ-3). Строительство первой гидроэлектростанции Нивского каскада - Нива-П позволило обеспечить энергетическую базу комбината.

К этому же периоду относится становление на полуострове фундаментальной науки. Зимой 1930 года в центре Хибинских гор расположилась Горная станция Академии наук СССР. Ныне это Кольский научный центр Российской академии наук.

В середине тридцатых годов закончилось сооружение крупнейшего в стране рыбообрабатывающего комбината, росли корпуса судоремонтного завода, важнейшим событием стало сооружение в Монче-тундре медноникелевого комбината "Североникель" (в 1939 году получен первый никель). Создавалась энергетическая база. В 1936 году была создана единая Кольская энергосистема «Колэнерго».

Созданная в 1933 году Северная военно-морская флотилия в 1937 году была преобразована в Северный флот.

После окончания советско-финской войны 1939-1940 годов согласно мирному договору между СССР и Финляндией западная часть полуостровов Рыбачьего и Среднего отошла от Финляндии к Советскому Союзу и 13 июля 1940 года эта территория была присоединена к Полярному району Мурманской области. В соответствии с подписанным Финляндией в 1944 году Соглашением о перемирии с СССР и Великобританией Советскому Союзу была возвращена область Петсамо (Печенга), отошедшая Финляндии в 1920 году по мирному договору с Советским государством. В 1945 году был образован Печенгский район с центром в поселке Никель, вошедший в состав Мурманской области.

Сразу же после освобождения Печенгского района началось восстановление комбината, построенного до войны Интернациональной никелевой компанией Канады (ИНКО), на месте обнаруженных запасов медно-никелевой руды (в 1934 году финское правительство сдало Печенгский район в концессию ИНКО). Уже в 1946 году была выдана первая плавка, получена первая партия файнштейна.

В районах освоения железорудных месторождений Кольского полуострова были построены Оленегорский (1955 год) и Ков-дорский ГОК (1962 год).

Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов - время бурного энергетического строительства в Мурманской области. Сооружались целые каскады и отдельные гидростанции. В 1973 году первый ток дала выстроенная в районе поселка Полярные Зори (с 1991 года - город Полярные Зори) самая крупная за Полярным кругом атомная электростанция - Кольская АЭС.

Местоположение и территория. Мурманская область расположена на северо-западе европейской части России. Почти вся территория лежит за северным Полярным кругом и располагается на Кольском полуострове. Западный и юго-западный участки области выходят на материк. На юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе - с Норвегией и Финляндией. Область занимает 144,9 тысячи квадратных километров. Наибольшая протяженность с запада на восток - около 550 километров, с севера на юг - 400.

Северные берега омываются Баренцевым морем, его акватория - 1424 тысячи квадратных километров. Здесь же находятся Айновы, Лицкие, Харловские острова. Восточная и юго-восточная границы образуются берегами Белого моря (90 тысяч квадратных километров). К территории области относятся и некоторые беломорские острова.  

Рельеф и водные ресурсы. Поверхность Мурманской области представляет собой горы, впадины, террасы: Хибины, Ловозерская тундра, Мончетундра и другие горные массивы, возвышающиеся над уровнем моря на 800-1200 метров. Равнины заняты болотами и озерами. Западная часть области более гористая, чем восточная. К Баренцеву морю Кольский полуостров спускается почти одинаковыми ступеньками - террасами.

Мурманская область - один из самых озерно-речных участков России. Здесь около 130 тысяч рек и озер. Густота речной сети значительна. Некоторые реки имеют длину более 200 километров: Поной (свыше 400 километров), Тулома, Стрельна, Иоконга. Ледостав на реках длится до 7 месяцев в году. Вскрытие рек обычно происходит в мае.

Крупнейшими озерами области являются Умбозеро, Ловозеро, Колвицкое, Канозеро, Вялозеро, Енозеро. Превращено в водохранилище озеро Имандра - крупнейший пресноводный водоем области. Созданы Ковдорское, Серебрянское, Нижне- и Верхне-Туломское водохранилища. Все материковые пресные водоемы области отличаются крайне низкой минерализацией (особенно мало в воде кальция, сульфатов, фтора). 

Почвы. Почвы подзолистые, песчано-подзолистые и торфяники - отличаются незначительной толщиной и повышенной кислотностью. На полуострове почти нет вечной мерзлоты и лишь в восточных районах встречаются ядра вечного льда.

Климат. Климат Мурманской области арктически-умеренный, морской, на него оказывает влияние ветвь теплого течения Гольфстрим. На севере полуострова, где почти два месяца не показывается солнце, средняя температура зимой - минус 14 градусов, плюс 14 - летом, когда солнце не покидает небосвод. В центре и на юге полуострова в зимние месяцы морозы достигают минус 40-50 градусов. Зато лето здесь суше и значительно теплее. Наиболее теплый участок области - южное прибеломорье. В восточных районах климат суровее, там наблюдается наибольшее число дней со штормами. Среднегодовая норма осадков в области около 400 миллиметров. Чаще они выпадают в виде снега, который держится 250 дней, а в холодные годы значительно дольше.

Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря до 11 января. Продолжительность полярного дня в области колеблется от 17 суток в южной части, до 72 - в северной. В Мурманске солнце не уходит за горизонт с 22 мая до 22 июля, а в Кандалакше - со 2 июня до 11 июля. 

Экономика. Благодаря выгодному географическому положению, развитой индустрии и транспортной инфраструктуре Мурманская область играет заметную роль в экономике России. Значение и известность многих предприятий выходят далеко за пределы страны. Область обладает обширными внешнеэкономическими связями. 

Специфика экономики области связана с использованием природных богатств Кольского полуострова, ее географическим положением: это добыча и переработка руд черных и цветных металлов, производство апатитового концентрата - сырья для фосфатных удобрений, лов и переработка рыбы, электроэнергетика. Сегодня Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России. Здесь созданы крупные базы Северного военно-морского флота. Мурманское морское пароходство обладает единственным в мире мощным флотом атомных ледоколов, благодаря которому навигация в Арктике стала круглогодичной.

Город Мурманск - административный, научный и культурный центр области, самый крупный в мире город за Полярным кругом. В городе базируются рыбодобывающие флота Северного морского бассейна, на долю которых приходится почти 90 процентов областного улова рыбы и производства товарной пищевой рыбопродукт™, ОАО "Мурманское морское пароходство", судоремонтные и рыбоперерабатывающие предприятия. Причалы рыбного и торгового портов протянулись на несколько километров вдоль Кольского залива.

Другой портовый город - Кавдалакша. Кроме торгового порта здесь находится алюминиевый завод, предприятия рыбо- и лесоперерабатывающей промышленности.

Центрами черной металлургии в области являются города Оленегорск и Ковдор. Градообразующие предприятия городов -ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат". Основной вид деятельности - производство железорудного концентрата - результата обогащения железосодержащих руд, добываемых на рудниках вблизи городов. Железорудный концентрат реализуется на рынках России, основной потребитель - концерн "Северсталь" (г.Череповец).

На территории области расположены два градообразующих дочерних предприятия РАО «Норильский никель»: ОАО «Горно-металлургический комбинат Печенганикель» (г.Заполярный) и ОАО «Комбинат Североникель» (г.Мончегорск), которые в 1999 году учредили ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» - одну из крупнейших компаний цветной металлургии в стране. Основной продукцией ОАО «Горно-металлургический комбинат «Печенганикель» является файнштейн - полуфабрикат для производства никеля. Сырьем служит медно-никелевая руда, добываемая на собственных рудниках и поступающая из Норильска. Конечной продукцией ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» является никель, медь, кобальт, драгметаллы, а из отходов производства вырабатывают серную кислоту. Сырьем для производства служат печенганикельский файнштейн, норильский файнштейн и руда, лом и отходы цветных металлов.

Горно-химическая промышленность в области представлена ОАО "Апатит" (г.Кировск). В его состав входят 4 рудника и 2 обогатительные фабрики. Экономически тесно связан с Кировском город Апатиты. Крупнейшее предприятие города АНОФ-2 - составная часть ОАО "Апатит". Здесь же находится штаб науки Заполярья - Кольский научный центр Российской академии наук. Ученые центра ведут работы по изучению недр Кольского полуострова, использованию его природных ресурсов.

В состав энергосистемы Кольского полуострова входят 17 ГЭС, 1 ПЭС, Кольская АЭС и 2 ТЭЦ. Все они соединены в единую энергосистему, в начале 70-х годов подключенную к объединенной системе Северо-Западного района. По линиям электропередач Кольская электроэнергия поступает в Карелию и за пределы России (в Норвегию и Финляндию).

У области более 80 внешнеэкономических партнеров. Основу экспорта составляют цветные металлы, рыба, апатитовый концентрат, импортируются преимущественно машины и оборудование, транспортные средства, продовольственные товары.

 

 

             
на главную

 

 На главную страницу
  Автор не несет ответственности за возможные ошибки или неточности.